Торжество / Festen
26.07.2018 46910   Комментарии (22)
Драма, 1998, 105 мин.
6,0
Рейтинг IMDB: 8,1
Рейтинг Экслера: 6,0
Бюджет: $1,3 млн. 
Взять бы всех этих чертовых "догматиков", да и бросить к пираньям во время отлива.
Предложение кота Бублика

Конечно же, я не имею в виду шикарный фильм "Догма" Кевина Смита.
Объяснение кота Бублика

Драма датского кинорежиссера Томаса Винтерберга убивает все сомнения в том, что настоящее киноискусство существует. Снят он ручной камерой в помещении с естественным светом, с «живым» звуком и музыкой.
Sasha Rusinova

Томас Винтерберг сумел создать замечательную
психологическую драму, с элементами триллера.
Анна Самойлова

В огромный семейный особняк-гостиницу Клингенфельдов собираются члены семьи и приглашенные гости, чтобы отметить шестидесятилетие главы семьи - богатого сталепромышленника Хельге (Хеннинг Моритцен). Из Парижа приезжает старший сын Кристиан (Ульрих Томсен), любимец Хельге. Он в полном порядке, у него в Париже два ресторана. Также на празднование со всей своей семьей заявляется младший сын Микаэль (Томас Бо Ларсен), хотя его, как выяснилось, никто не приглашал. Но Кристиан поговорил с отцом и упросил его дать Микаэлю комнату.

Немного позже приезжает их сестра Хелен (Паприка Стеэн), и из разговоров выясняется, что они недавно похоронили их сестру Линду, которая совершила самоубийство.

Начинается торжественная вечеринка. Кристиана просят произнести тост в честь отца. Он произносит тост, пускается в сладостные детские воспоминания и рассказывает собравшимся о том, что Хельге в прошлом неоднократно насиловал его самого и его сестру-близняшку Линду.

***

Мне этот фильм посоветовали посмотреть из-за датского актера Ульриха Томсена, который мне очень понравился в сериале "Банши". Я поинтересовался, что это вообще за фильм. Картина довольно старая, 1998 года. Рейтинг на IMDB - зашкаливающий: 8,1 при почти 70 тысячах голосов. Приз жюри Каннского фестивала 1998 года, номинация на "Золотую пальмовую ветвь". Приз Европейской киноакадемии режиссеру в номинации "Открытие года". Да как же я такое великолепие пропустил, подумал я? Смотреть, немедленно смотреть!

Правда, очень смущала надпись на обложке о том, что это "Догма №1". А "догма" - это такой манифест, который придумал знаменитый датский кинопровокатор Ларс фон Триер. Он заявил, что настоящее кино - это только такое, которое создается исключительно "из говна и палок", а все остальное - это ваш буржуазный пошлый киномир, не имеющий ничего общего с настоящим кинематографом.

Спасение от всего этого кинобарахла, сказал фон Триер, заключается в четком следовании манифесту "Догмы 95", в котором утверждается, что при съемках не должны использоваться никакие современные технологии, снимать требуется только на натуре - никакого реквизита и декораций, никакого закадрового музыкального сопровождения, камера только ручная, никаких осветительных приборов, запрещены любые оптические эффекты, действие не может происходить в другую эпоху или другой стране, снимать только на пленку 35 мм, жанровое кино запрещено (прим. Экслера - что бы это в самом деле ни значило), имя режиссера не должно быть в титрах.

Полный идиотизм, не так ли? Но левацкую публику в свое время это так возбудило, что они все будущие фильмы, снятые по "Догме" Триера (кстати, он никакой не "фон" на самом деле), объявили насквозь гениальными и вообще вне критики.

Манифест этот был подписан самим Триером и режиссером Томасом Винтербергом, первый фильм, поставленный по "Догме", и был "Торжество". И его сразу объявили супермегагениальным, "настоящим кино" и наградили прочими малоосмысленными терминами.

А теперь о том, что в этом фильме увидел я. Зная, что такое эта идиотская "Догма", я, в общем, ожидал, что качество изображения будет невысоким. Но я не подозревал, что это будет просто какой-то запредельный кошмар. Все это снято ручной камерой через объектив, который по краям оставляет заметную виньетку, - какая прелесть. Нормального освещения нет, поэтому все снимают на очень высокочувствительную пленку, дающую зерно размером с булыжник, - как это мило!

Но - да, эффект любительской съемки на дешевенькую камеру тут полностью присутствует, с этим согласен.

Насчет потрясающей достоверности, психологичности и всего того, на чем должен сосредотачиваться настоящий "Догматик", - вот тут с этим все очень смешно и показательно. Эту историю - о том, как сын на 60-летии отца выкатил всем собравшимся семейные скелеты из шкафа, где присутствовали педофилия и инцест - Винтерберг услышал по радио: некий радиослушатель рассказал об этом ведущему в прямом эфире.

Винтерберг по этой истории написал сценарий и поставил фильм. Надо сказать, что изображение уродской буржуазной семейки ему вполне удалось. Папаша - мерзкий педофил и насильник. Плюс еще и масон. Мамаша - чистый манекен, кукла. Сидит с каменным лицом и выдает какие-то безликие фразы. Из речей Кристиана следует, что она отлично знала о том, что творилось в доме. Младший брат Микаэль - поразительно мерзкая тварь: психопат, садист и нацист. Сестра Хелен мало того что спуталась с негром, так она еще и притащила его на семейный праздник, где негра все собравшиеся отнегритосили по полной программе. Покойная сестра Кристиана была психопаткой и совершила самоубийство, оставив письмо по поводу злодеяний папаши, обнаружить которое было очень и очень непросто.

Ну и собравшееся почтеннейшее общество крайне мило встречает сообщения Кристиана о том, что Хельге годами совершал омерзительные уголовные преступления. Что-то этот Кристиан как-то разгорячился, говорят они, продолжая поедать вкуснейшие блюда и попивать изысканные вина.

Собственно, весь фильм так и проходит: Кристиану предлагают немедленно удалиться, он ненадолго удаляется, возвращается, выпивает для храбрости и снова рассказывает всякие подробности о том, что драгоценнейший папаша любил делать своим членом. Гости опять говорят, что Кристиан что-то разгорячился, и продолжают жрать и выпивать. А Кристиан опять удаляется или его удаляют.

Ну и в шикарном финале во время завтрака папаша попросил прощения за то, что годами дрючил своих детей, его попросили убраться к чертям и дать дозавтракать. Финита ля трагедия.

Бра-во, мо-лод-цы!

И все четко по "Догме" - дрожащая ручная камера, ужасное освещение и, соответственно, изображение - все, как любят кинопровокаторы и от чего приходят в восторг всякие леваки.

Самое смешное заключается в том, что уже после выхода фильма, после того как его обласкали кинокритики за "пугающую достоверность и правдивость", радиостанция, на которой Винтерберг услышал эту историю, устроила ему встречу с радиослушателем и тот признался, что все выдумал.

Но я не думаю, что Винтерберга это как-то смутило: он же первым снял фильм по "Догме", он теперь канонический догматик, кого вообще теперь что волнует?

Несмотря на весь этот "догматический" идиотизм и какие-то совершенно поразительные залипухи сценария, в фильме все-таки есть интересные персонажи и интересные моменты.

Ульрих Томсен - очень хорош. С таким сценарием сыграть Кристиана было непросто, но он смог из него сделать личность трагическую и яркую. Которого, судя по всему, сломала смерть сестры-близнеца, и он решил раскрыть глаза на почтенного главу семейства.

Микаэль в исполнении Томаса Бо Ларсена - ну такое мерзотное создание получилось, что просто прелесть. Очень интересный персонаж, в жизни такие встречаются.

Кстати, в картине параллельно идет также тема всякой обслуги, среди которой тоже кипят всякие страсти. Шеф-повара, который друг детства Кристиана и теперь ему помогает, хорошо сыграл Бьярне Хенриксен - я его видел в странноватом скандинавском сериале "Убийство".

Вообще, по стилю - богатое семейство, выплескивающиеся наружу страсти, тихое болото прислуги, в котором черти водятся - этот фильм несколько напоминает картину "Госфорд парк" Роберта Олтмена. Однако Олтмен снял блестящую социальную сатиру, которая еще чисто кинематографически великолепно поставлена, а Винтерберг навалял нечто достаточно невнятное, да еще и снял это в поразительно отвратительном качестве - ну, "Догма" же, господа, разве вы не видите, что это гениально?

В общем, я смертельно разочарован. Я понимаю, конечно, что тема инцеста и педофилии всегда находит благожелательную реакцию критики, а тут тебе еще и "Догма" - ну как не объявить такой фильм настоящим киноискусством, как? Тебя тогда заклеймят как ретрограда.

Но мне-то терять нечего, поэтому я скажу так: да в жопу все эти "догмы". Триер, как он это отлично умеет делать, всех развел, а леваки и "полезные идиоты" - и давай этому радоваться. Ну так смотрите фильмы, как будто снятые студентом на смартфон, радуйтесь. Но без меня, ребята, строго без меня.

© 1998–2024 Alex Exler
26.07.2018
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 2
Актерская игра 4
Режиссерская работа 3
Сценарий 2
Кратко о фильме:
"догма" во всем своем убожестве 
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 22

Алекс, очень рекомендую вам к просмотру ту самую "Охоту" с Мадсом ! Не пожалеете. Психологически тяжелый фильм, но смотреть нужно обязательно. Западает в душу.
09.02.21 06:57
0 0

Вспомнился "Закат Американской империи" - канадский фильм, франкоязычный. Бунюэль с диалогами Аллена. Скромное обаяние интеллектуалов) Рекомендую.
29.07.18 10:18
0 0

Алекс, судя по тому, что ты описал (фильм не видел и не уверен, что стану смотреть), это похоже не только на"Госфорд-парк", но и "Правила игры" Жана Ренуара 😄
28.07.18 00:22
0 0

Единственная Догма, которая действительно удалась.
27.07.18 14:42
0 1

С Ульрихом отличный фильм "Братья", снятый Сюзанной Бир, она сняла собственно оригинал фильма, и была сценаристом американского ремейка. у американцев братья Джейк Джилленхол-Тоби Магуайар, а у скандинавов Ульрих Томсен-Николай Ли Каас.
Оригинал понравился больше, и актерски и понятнее объяснено что происходит с главным героем и почему, но оба фильма посмотрела с удовольствием!

Также очень советую фильм этого же Томаса Винтерберга "Коммуна", там тоже Ульрих и много других отличных актеров. Этим фильмом он признал официальный отказ от догмы, т.е. снято там все в "нормальном" виде, и фильм вообще сильный, хотя и без этих всяких инцестов.)
26.07.18 18:57
0 0

С Ульрихом отличный фильм "Братья", снятый Сюзанной Бир
Надо будет посмотреть, спасибо.
26.07.18 19:06
0 0

Мне фильм понравился, но там именно актерская игра всех мощна, и детей и родителей и "прислуги"...А камера дрожит и ладно, на иное голливудское техническое великолепие даже смотреть не хочется.)))
26.07.18 18:50
0 1

Ну Триер и Винтерберг в итоге выкинули эту "Догму", не прижилась она даже в андеграундном, экспериментальном кино. В "Антихристе" и "Охоте" от догмы нет ни грамма и это прекрасно.
26.07.18 18:26
0 1

кстати категорически плюсую за Охоту, отличный фильм Винтерберга с тем самым "мерзотным" Бо Ларсеном, ну а уж на Мадса Миккельсона всегда смотреть приятно, отличнейший фильм о нюансах нашего времени, в любой стране.( Очень круто снято, из серии "ложечки нашлись, а осадочек остался".
28.07.18 01:33
0 1

Алекс, если еще не видел - посмотри www.imdb.com - мне кажется тебе понравится, и рецензию будет интересно почитать 😄
26.07.18 18:00
0 0

Интересно, спасибо, посмотрю.
26.07.18 18:11
0 0

Алекс, спасибо за рецензию! Эту "догму" не смотрел, и прочитав рецензию - уже точно не соберусь. А из "догм" очень понравилась "Последняя песнь Мифуне". Правда, смотрел очень давно (в начале 2000-х), но тогда фильмец зашёл хорошо. Душевный! Рекомендую к просмотру! Да и камеры там вроде как не трясутся. 😄
26.07.18 17:39
0 2

Тогда, как помню, это катило как новое и свежак дыханья. Смартфонов маловато было, преподносилось как супер-жизненное. Время к Догме 95 как к движению неблагосклонно. Сами, кстати, виноваты-надо было лучше следовать собственным заповедям (правило что режиссера не указывать-отдельный хохотунчик).
Эксперимент, интересный провалом.
26.07.18 15:38
0 0

Судя по всему, действительно шикарная "Догма" Смита, снятая (или вышедшая) на год позже, имела косвенной целью и легкий облом подобных "догматиков" (там ведь догмы не только религиозные обстебывались).
26.07.18 12:00
2 1

По поводу фильмов, снятых на смартфон - недавний Unsane Содерберга очень понравился. Остроумно и изобретательно снято, а Клэр Фой в главной роли изумительная.
26.07.18 10:13
1 1

Если Кристиан старший, а Линда младшая, как они могут быть близнецами?
26.07.18 09:50
0 0

Резонный вопрос. Сейчас поправлю, спасибо.
26.07.18 10:08
0 0

Нуууу... даже близнецы рождаются как бы не одновременно, и вылезший первым считается старшим...
26.07.18 11:50
0 0

Там было "они недавно похоронили ИХ младшую сестру Линду"
26.07.18 12:01
0 0

Ссылки с кириллицей выглядят как-то так:
ru.wikipedia.org/wiki/Догма_95

Firefox 61.0.1
26.07.18 09:04
0 0

Да, известная проблема, я забыл. Убрал, спасибо.
26.07.18 09:34
0 0