Афера по-американски / American Hustle
19.05.2014 29487   Комментарии (30)
6,2
Рейтинг IMDB: 7,4
Рейтинг Экслера: 6,2
Бюджет: $40 млн.  Сборы по миру:  $251 млн
Последний раз такую озорную, заразительную,
творческую свободу демонстрировал
зрелый Скорсезе времен «Славных парней».
Станислав Зельвенский
Это же надо так бездарно подражать Скорсезе.
Кот Бублик
Отличный фильм, мне совершенно не понравился.
Отзыв кота Бублика

Ирвин Розенфельд (Кристиан Бэйл) - прирожденный аферист. Он владеет сетью химчисток в Нью-Йорке, торгует поддельными картинами и берет деньги с людей, обещая им помощь в получении кредита. 

В какой-то момент Ирвин знакомится с бывшей стриптизершей Сидни Проссер (Эми Адамс): у них возникает любовь на почве совместного увлечения творчеством Дюка Эллингтона, и через некоторое время после знакомства Ирвин предлагает Сидни принять участие в своих аферах. >

Сидни начинает выдавать себя за британскую аристократку Эдит Гринсли, имеющую хорошие связи в британских банках, и у них с Ирвином начинает процветать "бизнес" по вымогательству денег за "помощь" в получении кредитов. 

Как-то раз в офис Ирвина пришел эффектный молодой человек по имени Ричи ДиМасо (Брэдли Купер). Он слезно просит добиться для него кредита, выкладывает Розенфельду пять тысяч долларов, после чего Ирвина с Сидни немедленно арестовывают - Ричи ДиМасо работает на ФБР. 

Преступной парочке грозит солидный тюремный срок, однако Ричи предлагает им сделку: Розенфельд должен сдать ФБР еще четырех мошенников, которые им нужны для одной спецоперации, а за это их не посадят. 

Перед Ирвином встает дилемма: с одной стороны, они с Сидни могут сбежать за границу, где ФБР их не достанет. С другой - у Ирвина есть жена с ребенком, а ребенка Ирвин очень любит и не хочет его бросать. 

В результате Сидни по договоренности с Ирвином закручивает роман с Ричи, и вся эта троица совершенно неожиданно втягивается в большую операцию по выявлению коррумпированных чиновников. Розенфельд при этом напряженно раздумывает, как бы им с Сидни в конце концов ухитриться выбраться из всего этого дерьма. 

***

В картине говорится о том, что она, дескать, поставлена по реальным событиям. И действительно, в семидесятые - начале восьмидесятых ФБР проводило спецоперацию под названием Abscam, в результате которой семь политиков и пять правительственных чиновников были осуждены за коррупцию. В операции действительно участвовал профессиональный аферист по имени Мел Вайнберг, который помогал агентам ФБР провоцировать политиков на получение взяток. 

В этой операции также фигурировал поддельный арабский "шейх" со своей свитой, для которого набрали всяких уголовников арабского происхождения, и на этого "шейха" коррупционеров ловили на живца. 

Теоретически группа могла бы схватить за руку намного больше политиков, чем им удалось, однако так как все это строилось на чистых провокациях (иногда довольно гнусных, как, например, в случае, когда политика буквально заставили перед камерой взять чемоданчик денег, мотивируя это тем, что "на Востоке так принято"), то в результате возник большой скандал и Abscam пришлось свернуть. 

Но ФБР продолжало проводить аналогичные операции, в результате которых в общей сложности осудили аж 18 тысяч человек - от верхушки до самых низовых чиновников, - и коррупцию таким образом удалось загнать в более или менее разумные рамки: политики и чиновники сильно напугались и действительно почти перестали брать взятки. 

Теперь о фильме. Реальная история, которая легла в основу сценария Эрика Сингера, составляет только самую общую канву сюжета. В картине не особенно много рассказывается об аферах как таковых (собственно, реальная афера там показана только одна, причем уже в самом конце фильма), зато очень много внимания уделяется различным психологическим аспектам взаимоотношений Ирвина, Сидни, Ричи, жены Ирвина и мэра Кармайна Полито (Джереми Реннер), которому они первому подсунули взятку и сделали его ключевой фигурой дальнейших разводок с "шейхом". 

По моему мнению, фильм, несмотря на действительно отличных актеров, получился довольно слабым, очень затянутым и скучным. Кроме того, меня конкретно раздражало полное пренебрежение сценаристом (ну, точнее, сценаристами - Сингером и режиссером Расселлом) какими-то совершенно банальными законами логики. 

Весь фильм полон косяков и конкретных сценарных залипух, которые постоянно бросаются в глаза. 

Прежде всего, совершенно не понятно, в чем там Ирвин такой весь из себя конкретный талантливый аферист. Единственная афера, о которой рассказывают в фильме, - это получение с кучи людей по пять тысяч баксов за "помощь" в получении кредитов, которые они, разумеется, никогда не получат.

А в чем, спрашивается, хохма-то? Что, эти люди все как один были законченными идиотами и хлюпиками? Ни один из них потом не явился к Ирвину и не сломал ему несколько очень ценных частей организма? Ах, какая умопомрачительная афера, скажите пожалуйста!

Второй момент - агент ФБР Ричи ДиМасо. По фильму он выглядит законченным истериком, который постоянно скандалит со своим непосредственным начальником и, образно говоря, кладет на него большой болт. А потом в какой-то момент и просто конкретно избивает этого босса. Как вы думаете, что ему за это сделали? Его похвалили, погладили по головке и сказали продолжать в том же духе. Может быть, это какие-то новые секретные сведения о взаимоотношениях внутри Федерального бюро, но я всегда думал, что в этой организации как минимум соблюдается строгая субординация. 

Третий момент - этот "шейх". Это вообще было издевательство какое-то. В виде "шейха" ФБР прислало мексиканца, который по-арабски знал только "Ассаламагалейким, Кулым-заде". И сопровождали его два мордоворота, у которых "ФБР" было на лбу написано. При этом при "шейхе" не было ни одного переводчика, а по-английски он по легенде не говорил. 

Разумеется, на такого "шейха" сразу купились и политики, и мафия. Разве в Штатах кто-нибудь может отличить мексиканца от араба? Да ни в жисть! 

И особенно порадовала сцена, когда босс боссов - помощник самого Мейера Лански - в разговоре со всей этой шоблой-еблой вдруг стал говорить по-арабски, чтобы проверить "шейха". Разумеется, все мафиози говорили по-арабски, их этому с детства учили. 

А самая укатайка началась после того, как "шейх", выждав театральную паузу минут десять, вдруг сам ответил на хорошем арабском. Откуда мексиканцу знать арабский? Да он просто выучил, стоя в пробках на границе со Штатами, делов-то. 

Четвертый момент - взятка Кармайну. На черта ему была эта взятка? Ему предложили человека, который должен был инвестировать строительство казино в Нью-Джерси. Кармайн об этом мечтал и готов был душу отдать за инвестиции. Взятка-то ему при этом зачем, когда он был готов сразу все подписать? Бред какой-то. 

Пятый момент - когда подручный босса боссов выяснил, что все эти мутные ребята - подстава, что они работают на правительство. Что при этом сделали с Розенфельдом? Правильно, надели ему на голову мешок, повозили по улице, потыкали в печенку пистолетом, а потом выставили из машины и предложили удалиться. А босс боссов при этом продолжал работать с "шейхом". Потрясно!

Ну и таких залипух там полно. Похоже, что сценаристу и режиссеру на хоть какую-то достоверность было плевать с высокой башни. И меня это некоторым образом сильно раздражало.  

Режиссер Дэвид Расселл, судя по всему, перед собой поставил только три задачи, каковые он очень увлеченно выполнял. Первая задача - максимально подражать Мартину Скорсезе, а точнее, его классическому фильму "Славные парни". Вторая задача - позволить максимально раскрыться актерам, в результате чего почти все персонажи выглядят законченными истериками и истеричками, но зато "дают характер". Третья задача - тщательное воссоздание эпохи семидесятых. А сценарий его при этом совершенно не волновал - ну, бывает. 

Подражание Мартину Скорсезе ему не удалось совершенно. "Славные парни" идут два часа, а смотрится картина на одном дыхании. Там очень интересный и очень жизненный сюжет (фильм также поставлен по реальным событиям, причем Скорсезе в силу происхождения много чего знал о жизни итальянской мафии в Америке), отличные персонажи и почти каждая сцена - мини-шедевр. 

"Афера по-американски" идет два часа восемнадцать минут, и я этот фильм сумел досмотреть только с третьего раза - это нудятина, если честно, конкретно утомляла. И досмотрел я его только из чувства долга: не будучи кинокритиком, я не позволяю себе писать рецензии, не досмотрев картину до конца. Я знаю, что это предельно непрофессионально, так я и есть - непрофессионал. 

Фильм очень затянутый и, на мой взгляд, скучноватый. Его бы сократить до полутора часов, хоть как-то скорректировать откровенные залипухи - было бы заметно лучше. А так - получилось что-то очень и очень невнятное.

Впрочем, надо признать, что эпоха семидесятых режиссером воссоздана просто здорово - вот это на пятерку. Прически, одежда, интерьеры, декорации - отлично. Видимо, это и ставилось во главу угла. 

Ну и актеры, которые делали что могли, а могли они реально немало. Кристиана Бэйла я считаю одним из лучших современных американских актеров. Здесь у него задача была очень сложная - в силу невнятного самого персонажа. Но он с этой задачей справился на отлично, в очередной раз продемонстрировав свой широчайший актерский диапазон: попробуйте сравнить Розенфельда с, например, психопатом Джимом Дэвисом из "Крутых времен" или наркоманом Дикки из "Бойца" (этот фильм, кстати, снял тот же Дэвид Расселл, и фильм очень мощный).  

Брэдли Куперу было еще сложнее: истерик Рики на спецагента ФБР похож примерно так же, как Майкл Пенья похож на арабского шейха Абдуллу. Но зато истерика Купер изобразил совершенно знатного: в сценах с Сидни мы с Бубликом несколько раз ржали просто в голос. Равно как и в сценах с рассказом начальника о подледной рыбалке.

Эми Адамс не особенно понравилась в роли Сидни: на мой взгляд, она явно переигрывала, хотя, может быть, это было недосмотром режиссера. 

А вот Дженнифер Лоуренс, сыгравшая долбанутую жену Розенфельда Розалин, - это просто пять баллов: отличная роль, очень яркий и вот тут как раз очень жизненный персонаж.

Актер Джереми Реннер, сыгравший мэра, обычно мне очень нравится, но тут роль, на мой взгляд, получилась несколько невнятной. Разве что причесон из семидесятых у него был очень хорош.

В результате кино получилось очень странное. Отличные актеры, очень неплохие роли, здорово воссозданы семидесятые, но вместе с тем - совершенно провальный сценарий и для такого режиссера на удивление слабая постановка.

Впрочем, это, конечно, мое личное мнение. Потому что картина отлично прокатилась, получила кучу наград (номинирована на 10 "Оскаров", еще 50 наград и 85 номинаций), у нее высокий рейтинг на IMDB и критики называют ее одним из лучших фильмов года.

А мне, в общем, не понравилось. Я знаю, что многих устраивают фильмы с дурацким сценарием - лишь бы снято было эффектно и актеры старались. Но меня такие фильмы почему-то не вдохновляют. Уж и не знаю почему. Вероятно, что-то гормональное. Так что не берите в голову.

P. S. Ну и просто для тех, кому это может быть интересно - реальная запись времен операции Abscum с Вайнбергом, когда он с агентами ФБР подставляет очередного политика.

© 1998–2024 Alex Exler
19.05.2014
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
отличные актеры и очень слабый сценарий
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 30

После анонсов ждал этот фильм. На середине чуть не заснул. Буквально. Но жена продолжала смотреть и мне пришлось - не могу спать под телевизор. Когда стало больше сцен с женой Розенфельда действие реально оживилось. Я совсем проснулся и даже громко смеялся пару раз. В общем, я ожидал большего, но в целом согласен с рецензией. У героя Реннера действительно "причесон". Выглядит совершенно по-дурацки и сложно представить, что с такими реально ходили, но гримёрам виднее. Бейл не подвёл. Да и остальные тоже. Есть веселящие фишки, типа "рассказа про рыбалку". Но больше всех мне понравилась "жена Розенфельда". Не помнил как зовут актрису поскольку до этого её видел в беспомощной экранизации женской интерпретации Шекли, но теперь запомню. Пересматривать не буду.
22.05.14 19:12
1 0

Да нормально она сыграла в этом фильме, не понимаю всех этих критических замечаний. К слову, в "Мастере" П. Т. Андерсона она тоже на уровне. Что касается "крышесносящести", то кто вообще из актрис сейчас так играет?
20.05.14 17:43
0 0

Alex Exler: Эми Адамс не особенно понравилась в роли Сидни: на мой взгляд, она явно переигрывала, хотя, может быть, это было недосмотром режиссера.
Люди, а где Эми Адамс вообще хороша?
Сколько я ни смотрел -- везде она какая-то неестественная, наигранная. И в "Поймай меня, если сможешь", и в "Мисс Петтигрю", и даже в "Leap Year" и "Джулии и Джулии".

Вон про "Ночь в музее 2" говорили, что Эми Адамс прямо "как свежий глоток воздуха" -- так нифига ж, совсем она не Амелия Эрхарт, так, кривляния одни.

Может, в каком-нибудь фильме она реально хороша или крышесносяща?
20.05.14 16:44
0 0

Dmitry Bolkhovityanov:


Может, в каком-нибудь фильме она реально хороша или крышесносяща?

Реально хороша Адамс в фильмах "Июнський жук", "Сомнение", "Боец", "Мастер", плюс ряд крепких эпизодических и комедийных ролей.
20.05.14 18:05
0 0

Алекс, справедливости ради надо сказать, что объяснение знанию арабского персонажем Де Ниро все же имеется. Там же закадровый голос говорит, что он специально выучил арабский перед тем, как поехать в одну из арабских стран, чтобы быть уверенным в том, что его не облопошат.

А вот насчет того, что псевдошейх вдруг заговорил, что твой уроженец Катара - это действительно фуфло. Во-первых, об этом умалчивается в фильме (что, его научили только каким-то фразам вежливости при приветствии и прощании? Бред какой-то), а во-вторых, уж неарабский акцент Де Ниро, как человек в арабской стране побывавший, наверняка различить бы смог. А если не он, так кто-то другой из его свиты (мало ли?). И это профессиональная ФБР-овская операция? Полная хрень.
20.05.14 16:19
0 0

Алекс, Abscam она называлась. От "arab scam". Что такое "scam", я думаю, знаете. Что такое "cum" тоже, я полагаю.



Кстати, этот фильм был просто чудовищно озвучен в русской версии. То есть как-то совсем плохо, я ничего подобного не слышал очень давно. Перевод тоже хромает (автор, кажется, вообще не знает, какими словами в русском языке, например, ругаются -- и я имею в виду не обсценную лексику), но озвучку делали как будто какие-то студенты (и не студенты театрального училища).
20.05.14 09:21
0 1

Операция называлась Abscam
19.05.14 21:20
0 0

Фильмы с “дурацким” сценарием - это бессмысленный и беспощадный мейнстрим, где сюжет лишь конструкция для обязательного набора спецэффектов. Дэвид Рассел, прежде всего талантливый рассказчик, и "American Hustle" являет собой совершенно Расселовскую историю с его фирменной атмосферой, знакомой киноманом еще с его indie-работ времен девяностых. Для авторского кино зачастую сюжет - лишь точка отсчёта. Здесь он, безусловно, важен, но всё-таки вторичен по отношению к выбранной режиссёром формой реализации. Куда важнее именно атмосфера, настроение, вложенные автором смыслы и актерское великолепие. Использование стилистических приёмов Скорсезе, не более чем дань уважения мэтру. Скорсезевское криминальное великолепие и вселенная картин Рассела никак между собой не пересекаются – это исключительно разные по своей сути системы координат. Логично, что Рассел в первую очередь хочет рассказать историю страстей, трудностей и противоречий своих персонажей, а не снять документальный фильм об операции ФБР “Abscam”.



Ну а если вышеперечисленные моменты не укладываются в голове зрителя, и восприятие кино по-прежнему отталкивается от складности сценарных ходов, то впору подумать о смене вектора интересов на документальное кино – там как раз все мелочи и аспекты многочисленных американских афер переданы исключительно точно и скрупулезно.
19.05.14 16:29
0 0

vanfes:
бессмысленный и беспощадный мейнстрим, конструкция для обязательного набора спецэффектов. с его фирменной атмосферой, зачастую сюжет - лишь точка отсчёта к выбранной режиссёром формой реализации. Куда важнее именно атмосфера, настроение, вложенные автором смыслы и актерское великолепие, не более чем дань уважения мэтру. Скорсезевское криминальное великолепие и вселенная картин исключительно разные по своей сути системы координат. Логично, что вышеперечисленные моменты не укладываются в голове зрителя, и впору подумать о смене вектора интересов на мелочи и аспекты переданы исключительно точно и скрупулезно.


Простите, что вырвал фразу из контекста, но получилось гораздо более ёмко и "скрупулёзно", даже несмотря на "смену вектора". Вам, батенька, надо писать! И не на сайте Экслера, а серьёзную литературу! Или, вместо набившего оскомину Антона Долина, в "Вечернем Урганте" зажигать!
19.05.14 23:19
0 0

vanfes:
Бла-бла-бла, бла-бла-бла, бла-бла-бла!


Вот, Алекс, учитесь, как надо рецензии писать. В голове, правда, после прочтения ничего не осталось, но эхо до сих пор звенит.
19.05.14 21:25
0 0

vanfes: Ну а если вышеперечисленные моменты не укладываются в голове зрителя

Тем хуже для зрителя, мы поняли. И ваш словарный запас тоже оценили и прифигели. Спасибо, что д'Артаньян.
19.05.14 18:09
0 0

Честно говоря от режиссера Бойца, которого я пересматривал 3 раза, и такой команды актёров ждал большего...досмотрел тоже не с первого раза...ибо сюжет невнятный. Мне кажется Рассел уже со своим прошлым фильмом просел (мой парень-псих), где первый час смотрелся бодро, а потом у персонажей попёрла вообще какая-то кривая мотивация и весь сюжет съехал по этим невнытным рельсам.
19.05.14 15:59
0 0

Не стал смотреть. Начал из-за специально разжиревшего к фильму Бейла, но не пошло. Не смог директор с самого начала заинтересовать - кино для другого зрителя.
Так что поступил как профессионал 😄
19.05.14 14:31
0 0

Мне тоже фильм не особенно понравился, но я думал, что такой немного дурноватый сценарий вместе с диалогами - это какая-то фишка, в которую я просто не врубился.
19.05.14 14:30
0 0

Забавное видео на тему Louis C.K. & Bradley Cooper (The Irony)


19.05.14 13:40
0 0

Gizmo: Забавное видео на тему Louis C.K. & Bradley Cooper (The Irony)


Класс! Уж насколько неприятен Брэдли Купер, но тут реально вышло забавно.
19.05.14 20:37
0 0

Вот скучный он настолько, что не смог себя заставить досмотреть. Абсолютно с рецензией согласен.
19.05.14 12:47
0 0

Алекс, а если тебе фильм показался скучным, то почему за зрелищность пятёрку поставил? Или под зрелищностью ты имеешь ввиду что-то другое?
19.05.14 11:59
0 0

Afonych:
Алекс, а если тебе фильм показался скучным, то почему за зрелищность пятёрку поставил? Или под зрелищностью ты имеешь ввиду что-то другое?


Под зрелищностью я имею в виду зрелищность. Что очевидно. А скучный там сюжет.
19.05.14 12:31
0 0

Алекс, посмотри фильм "мой парень - псих", с Бредли Куппером, Дженнифер Лоуренс и Робертом Де Ниро. Мощнейший фильм. Актеры отлично играют.
19.05.14 11:17
0 0

Fate:
Алекс, посмотри фильм "мой парень - псих", с Бредли Куппером, Дженнифер Лоуренс и Робертом Де Ниро. Мощнейший фильм. Актеры отлично играют.


Да что-то не пошел он у меня, пробовал.
19.05.14 12:30
0 0

Бейл все-таки британский актер.
19.05.14 10:58
0 0

bakrik:
Бейл все-таки британский актер.


А Рассел Кроу - австралийский.
19.05.14 11:08
0 0

Про 70-е достаточно посмотреть 20 серию 6 сезона Касла - «Шоу 70-х»

Я ржал в голос.
19.05.14 10:47
0 0

Не первый и не последний случай, когда сценарные проёбы маскируют актёрским мельтешением. Далеко не самый плохой вариант, в целом: актёры мельтешат добротно, с огоньком. А за кагбэ семидесятнические одёжки Адамс и Лоуренс - тоже выдуманные - создателям отдельное спасибо.
19.05.14 10:08
0 0

Абсолютно верно! Невнятная нуднятина на 2 часа и совершенно непонятно с какого перепуга взялись номинации на "Оскар" ? Эхо забастовки голливудских сценаристов...
19.05.14 09:39
0 0

Это конечно ну очень далеко не "Славные Парни", но посмотрел с интересом, фильм мне скорее понравился всё таки. Понравилась игра актёров, а эпизоды с женой Розенфельда даже пересмотрел пару-тройку раз. И ещё понравилось как Розенфельд с этим мэром залихватски подпевали Тому Джонсу с его "Дилайлой" 😄
19.05.14 09:37
0 0

Также не знал чем бы себя занять во время просмотра этого фильма - уж до того его нахваливали что думал может вот сейчас начнется что то интересное, в конце концов быть может какая то афера случится, но так и не дождался.
19.05.14 09:36
0 0